«У нафса 2 положения, и третьего нет: положение благополучия и положение испытания.
В положении испытания нафс проявляет беспокойство, гневается, жалуется, протестует, недоверие истине, не терпит, не благодарит, не соглашается и не принимает,
и даже , проявляет плохое отношение, многобожие и неверие к истине.
В положении благополучия зло нафса проявляется в неблагодарности, недовольстве, следованию страстям и наслаждениям. Как только удовлетворится одна страсть, требует другую, презирая и пренебрегая тем, что ему уже было даровано из милостей, из еды, питья, одежды, жены, жилья, верхового животного (транспорта), находя во всем этом недостатки и дефекты, желая чего-то более лучшего и превосходного, из того, что не является его долей, отворачиваясь от того, что является его долей.
Таким образом, человек попадает в долгое, тяжелое, утомительное и беспокойное положение - не довольствуясь тем, что имеет, попадает во всевозможные неприятности и беды не имеющим ни конца ни края в мирской жизни, в результате и вечной.
Как было сказано: «самое тяжелое наказание это желание и требование иметь то, что не является твоей долей (т.е. не предназначено тебе)»